Saturday, March 26, 2011

Городецкие пряники

 

Городецкий пряник — региональная разновидность русского печатного пряника, выпекался в городе Городце и окрестных селениях.
Известен, по крайней мере, со второй половины XVIII века. В XVIII-XIX век Городец был крупнейшим пряничным центром Нижегородской губернии. Предположительно, большинство городецких пряничников были староверами.
Городецкие пряники были различных размером, зачастую весьма внушительные: В. И. Даль указывает, что до пуда весом. Городецкие пряничники торговали ими на Нижегородской ярмарке.
Городец был также центром резьбы по дереву, здесь изготавливали т. н. «пряничные доски» для пряников — и поставляли их в другие города, где существовало производство печатных пряников.
Производство пряников под брендом «Городецкий пряник», угасшее после Революции, в настоящее время ведется вновь (ООО «Городецкий пряник»).
В Городце открыты Краеведческий музей, Музей городецкого пряника и Музей самоваров.

Городец. Музей самоваров.

8 сентября 2007 года в Городце открылся музей самоваров. Экспозиция музея находится в усадьбе Гришаева, являющейся памятником архитектуры XIX века.
Основу коллекции самоваров составило частное собрание начальника УФНС по Нижегородской области Николая Полякова, доходы которого позволили собрать эту уникальную коллекцию.
Коллекция Николая Полякова насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России.
В составе экспозиции музея на май 2008 г. находилось 312 самоваров. Экспозиция постоянно пополняется.

Городец. Музей городецкого пряника.

Музей городецкого пряника.
Процесс производства печатного городецкого пряника.

Музей городецкого пряника.
Пряничные формы и пряники.

Рецепты городецких пряников


Традиционные городецкие пряники

Городец (Малый Китеж) изначально был крепостью, охранявшей восточную границу Ростовско-Суздальского княжества. За время своего существования он переживал расцветы и упадок. Он был и крепостью и крупным центром судостроения и центром деревообрабатывающей промышленности. Славился своими ткачами, швеями, золотошвеями, гончарами, кожевенниками, всемирно извесными мастерами городецкой росписи (помните тонконогих коней с лебедиными шеями, барышень с осиной талией, яркие цветы, чаепития, гулянья?) и глухой резьбы по дереву.
А еще в городе изготавливали пряники. Этим занимались 15 семей потомственных пряничников на протяжении нескольких веков (по крайней мере с 18 века, а возможно и ранее). Выпекалось порядка 30 сортов пряников. Изначально все они были медовыми, так как лесистая местность была богата на пчел и дикий мед, а сахар был привозным и стоил очень дорого. В конце 19го века начали появляться пряники сахарные и паточные.
Эти лакомства имели разный размер и вкус. Ими торговали на Нижегородской (самой крупной в те времена) ярмарке, возили на север, обменивать на меха, на юг, в том числе и в Турцию - в качестве подарков. Их дарили высокопоставленным гостям. Это было любимое детское лакомство.
Так вот пряники бывают разных видов: печатные, лепные и вырубные.
Печатный пряник изготавлявают с помощью специальных пряничных досок-штампов. Именно такие доски изготавливались местными мастерами-резчиками по дереву. Причем доски резались не только для местного использования, но и отправляли их в другие города, где шло производство печатных пряников.
После революции производство пряников несколько угасло, производство пряничных досок также.
Сейчас происходит возрождение этого вкусного древнего промысла. Открыта фабрика. Работает замечательный музей. Раньше он находился на территории фабрики, а сейчас расположен в отреставрированном особнячке на центральной улице города, которая чудом сохранилась. На этой улице все дома словно со странички книги сказок - резные, "пряничные". Какая там русская энергетика, ребята!
В этом музее, а также в сувенирных лавках города сейчас можно приобрести очень красивые пряничные доски авторской работы различного размера, на которых изображены петухи, стерлядки и много что еще.
Рецепты городецких пряников взяты в брошюрке, купленной в музее. В ней несколько вариантов приготовления пряничного теста и полезные рекомендации.
Емкость стакана, указанного в рецептах - 250 мл.
Итак, тесто для пряников бывает простым и заварным. Изделия из заварного теста дольше не черствеют и гораздо вкуснее.

Ингредиенты :
- 3 стакана пшеничной муки
- 1/2 ч. л. соды
- 3/4 стакана сахара
- 1/2 стакана меда
- 50 г сливочного масла
- 2 яйца
- 1/4 стакана воды (или поменьше, если яйца крупные)
- 1/2 ч. л. смеси пряностей (можно класть пряностей больше, даже почти целую столовую ложку)
Для смеси пряностей берем (в порядке убывания количества): корицу, бадьян, кардамон, гвоздику, душистый перец, мускатный орех. Все мелко перемалываем в мельничке.
Растопить на водяной бане мед с сахаром и маслом.
Муку смешать со специями и содой.
Влить горячую медово-масляную смесь в муку и тщательно перемешать. Дать остыть до слабой теплоты.
Вбить в тесто яйца и прибавить воды (лучше по пол-ложки, следя за густотой теста).
Замесить мягкое тесто. Оно не должно быть слишком липким, но и крутым тоже не должно быть.
Чтобы добиться красивого цвета, в тесто добавляют жженый сахар, растворенный в виде густого сиропа. Но это не принципиально.
В книжечки даны несколько вариантов приготовления заварного теста. Правильнее вмешивать в горячую медовую смесь лишь половину муки, немного остудить тесто, вбить яйца, масло и оставшуюся муку. Хотя в брошюрке есть рецепт, в котором рекомендуется заваривать всю муку, а еще в одном рецепте в заваренную муку вмешивают горячее масло. Одним словом, возможностей масса, можно выбирать и экспериментировать.
Пряничное тесто необходимо разделывать и выпекать сразу. Если оно перестоит («затянется»), изделия выйдут невкусными.
Теперь самое интересное – формовка печатных пряников. Берем пряничную доску, которую (если она новая) мы готовили к работе в течение нескольких дней. Готовили просто. Смазывали подсолнечным маслом несколько раз с перерывами до полного насыщения и затем дали высохнуть 2-3 дня.
В рецептах рабочую поверхность рекомендуется посыпать мукой. Или при работе с любым липким тестом можно просто смазывать поверхности и руки маслом.
Хорошенько промасливаем доску, берем кусок теста, набиваем им форму и плотно прокатываем скалкой. Излишки теста по краям убираем. Заготовка не должна "свисать", она должна ровно заполнить всю форму.
Переворачиваем нашу заготовку на противень, застеленный пекарской бумагой. Повторяем нужное количество раз.
В этом рецепте выходит 2 противня по 12 пряничков.
Выпекаем пряники в разогретом до 200-220 градусов по Цельсию духовом шкафу в течение 10-12 минут (для некрупных пряников без начинки).
Остужаем на решетке.
Пряники нельзя передерживать в духовке, иначе они станут "каменными".
Перед выпечкой заготовки можно смазать яйцом.
Чтобы пряники блестели, их сразу после выпечки протирают салфеткой и смазывают горячим сиропом (на 1/2 стакана воды 1 стакан сахара, уварить до "тянущейся нитки", быстро смазать горячим сиропом поверхность пряника при помощи кисти.
Можно заглазировать обычной сахарной глазурью, растертой из просеянной сахарной пудры и небольшого количества свежего сока лимона.

И еще 2 рецепта:

Ингредиенты :
- 1 стакан муки (мука добавляется до нужной густоты теста)
- 1/4 ч. л. соды
- 1/2 стакана меда
- 1/4 стакана сахара (лучше коричневый, но не обязательно)
- 1 яйцо
- 1/2 ст. л. сливочного масла
- 1/2 ч. л. специй (как в предыдущем рецепте)
- 1/4 стакана мелко нарубленных грецких орехов
Мед с сахаром растопить, немного остудить, ввести в муку и хорошенько промешать. Охладить тесто.
Яйцо растереть, вмешать в тесто вместе с растопленным горячим маслом, прибавить специи, орехи.
Соду растворить в 1/2 ч. л. воды, вмешать в тесто.
Вымесить мягкое тесто.
Сформовать пряники.
Выпекать при 200 градусах по Цельсию. Время выпечки как для "пряников миндальных" (см. выше).
Муки может уйти больше, чем 1 стакан. Надо добиться такой консистенции, чтобы тесто можно было формовать, но оно не было слишком густым.
Руки и форму при формовке смазывать маслом обильно!
Их всего количества у меня получается 8 пряников по 150-160 г.
Из остатков этого теста можно сформовать лепные пряники-фигурки.
Или просто раскатать "колбаски" и закрутила их спиральками на плоскости.

И еще один вариант, совершенно без меда.
Это даже скорее печенье, но вкусное.
Ингредиенты :
- 1/2 стакана пшеничной муки
- 2 яйца
- 1/2 стакана сахара + 1 ст. л.
- 1/4 стакана миндальной муки
- цедра 1/2 лимона
- 1/8 ч. л. соды
Яйцо взбить с сахаром, прибавить муку, соду, миндаль и цедру. Замесить не густое тесто.
Сформовать пряники.
Выпекать при 200 гр. по Цельсию в предварительно разогретой духовке до готовности.
Время выпечки зависит от размера пряника. Для маленьких достаточно 5-7 минут, для средних - 10-12 минут, для 150-граммовых достаточно 15 минут.
Муки пшеничной и миндальной может уйти больше – количество зависит от качества муки и определяется по консистенции теста.
Пряники остужают на решетке. Переносить нужно аккуратно, готовые пряники довольно мягкие и их можно поломать.
Можно покрыть готовые изделия глазурью или сиропом.

Городец (Малый Китеж)

Виды города с высоты птичьего полета:
Набережная Революции:
Городец (Малый Китеж) — одно из древнейших русских поселений на Средней Волге, предположительно основан во 2-й половине XII века. По одним данным, он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким, по другим — в 1172 году.
В феврале 1238 года Городец был сожжён войсками Батыя, но был быстро восстановлен и между 1263 и 1282 годами стал столицей Городецкого княжества. Предположительно в Фёдоровском монастыре Городца умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды в Новгород.
По завещанию Александра Невского, его третий сын Андрей Александрович (Андрей Городецкий) получает Городецкое княжество себе в удел, и правит там до своей смерти в 1304 году. В Городце он и похоронен.
Позднее Городец входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество. В 1408 году разрушен Едигеем. После этого он долгое время именовался «пустой Городец».
До 1700 года Волга изменила своё русло и отошла от центра Городца. Снова заселен, как ремесленное село, в конце XVI — начале XVII вв; был центром хлебной торговли и изготовления деревянной утвари. Вновь получил статус города только в 1922 году. Численность населения в 2007 году около 31 тыс. человек.

Про древний Городец никто не знает ничего.
Кто и когда основал город Городец - точного ответа не существует. Считается, что родил Радилов (так в древности иногда именовали Городец) вездесущий Юрий Долгорукий. Но против этого есть что возразить. Разберем для начала смутные свидетельства о том, что Городец старше русской колонизации края.
Краеведы 19-го века, которых сегодня обвиняют в мифотворчестве, уверяли, что крепость на месте Городца основана еще до русских. Так, анонимный автор книжки, написанной про Городец и его святыни накануне 300-летия дома Романовых, сообщает, что эта крепость называлась «Малый Китеж», а основали ее какие-то «кочевые черемисы». Большим Китежем, говорит далее он, называлась «вся эта местность от Унжи до Ветлуги», а само слово «Китеж» значит «скиталец, бродяга или кочевник». Можно ли доверять этому сообщению?
Слово «Китеж» в тюркских языках, естественно, отсутствует. Автор имел в виду, скорее всего, созвучное слово «кич» («рассеянный»=кочевой). Но есть еще более близкое созвучие, о котором этот краевед, видимо, не подозревал, и это само по себе доказывает, что в своем рассказе он опирался не на фантазию, а на предания. «Кичик» - значит «малый, незначительный». Отсюда «Малый Китеж» = «Малый Кичик», то есть характерное для народного перевода удвоение, сочетание в одном топониме его исконного звучания и перевода. Наш же анонимный краевед усмотрел только «кич» - «кочевой», и изобрел «кочевых черемисов», которых на самом деле, конечно, не было в природе. Зато «Малый Китеж» явно родился в ходе сложной многовековой эволюции от исходного топонима «Кичик».
Итак, мы предполагаем, что до русского проникновения в регион на месте Городца стояло поселение, называемое Кичик, то есть Малое, Незначительное, и, судя по языку, его основали тюркоговорящие булгары. Крайне важно, что «Малый Китеж» - общепризнанное «легендарное имя» Городца, а не фантазия указанного краеведа, или случайно зафиксированная филологическая редкость. Так, в «Летописце об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» (известен в рукописи 19-го века, по языку восходит к 17-му, по мнению некоторых историков, берет исток от подлинной летописи 12-го века, что, впрочем, сомнительно) говорится, что в 1164 году крепость Малый Китеж поставил князь «Георгий Всеволодович». Имя князя явно искажено (см. ниже), но устойчивость именования Городца Малым Китежем налицо.
К сожалению, кроме этих топонимических наблюдений мы не имеем никаких данных о дорусском прошлом Городца. История с ним столь же темна, как с дорусскими корнями Балахны и Нижнего Новгорода. Археологические раскопки, активно начавшиеся в последнее время, видимо, не захватывают места гипотетического дорусского поселения (если его остатки вообще не погибли в ходе разрушения берега Волги).
В Городецком музее выставлена булгарская керамика, но датировать ее с точностью до десятилетия сложно. Если, допустим, булгары основали крепость лет за 20 до русского прихода, и оставили одну керамику, а потом приходят русские, к ним приезжают булгарские купцы, и оставляют другую керамику, то мы без раскопок, просто на вид, не сможем отличить эти два керамических комплекса.
Зато место, на котором стоит Городец, в стратегическом отношении настолько уникально, что если граница Руси и Булгарии и в самом деле проходила где-то здесь, то главную свою пограничную крепость булгары должны были поставить именно на месте Городца. Город располагается на левом берегу Волги. Обычно левый берег этой великой реки – болотистый и низкий, но именно здесь, откуда ни возьмись, возникают на коротком отрезке горы. А левый берег хорош тем, что булгар от русских прикрывала еще и река, и это намного лучше, чем позиция на противоположном берегу, напольной стороной крепости к врагу.

Городецкие пряники - история
Городецкие чтения. Городец, 25 апреля 2002 года

Еранцев А.Н., научный сотрудник Городецкого краеведческого музея

Неотъемлемой частью традиционного русского быта являлись печатные пряники. В старину с ними были связаны многие обряды — и печальные, и праздничные. Село Городец Балахнинского уезда издавна славилось своим пряничным делом. Однако история этого сладкого промысла ещё не написана, пока она ограничивается лишь несколькими статьями и очерками.
Названной темы касался такой крупный исследователь народного искусства Нижегородского края как М.П. Званцев. Он, главным образом, обратил внимание на художественное достоинство печатных пряничных досок из Городца. Сейчас ценные архивные сведения о местном пряничном промысле собраны заведующей Музеем истории художественных промыслов Нижегородской области Н.В. Панфиловой и историком из НГПУ О.Н. Лебедевой. В этой статье мы попытались свести воедино весь известный материал, касающийся городецких пряников, а также дополнить его данными, введёнными в научный оборот впервые.
Время возникновения выпечки печатных пряников в Городце неизвестно [Д.Н. Смирнов в «Очерках жизни и быта нижегородцев XVII–XVIII веков» пишет, что посетившего в июле 1636 года Нижний Новгород голштинского посла Адама Олеария «поразило местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца на Волге» (Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Н. Новгород, 1995. С. 118). Этого свидетельства у Олеария нам найти не удалось. Иностранный посол сообщает лишь то, что угощения нижегородского воеводы заключались «в пряниках, очень крепкой водке и многих родах мёду» (Россия XV–XVI вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 421. — Печатается по изданию: Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Введение, перевод, примечания и указатель А.М.Ловягина. СПб., 1906).
Нет упоминаний о выпечке пряников в Городце XVII в. и в монографии профессора Н.Ф.Филатова — см.: Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. Горький, 1989. С.100–112]. Довольно определённо о местном пряничном промысле можно говорить применительно к концу XVIII века. На этот счёт имеются свидетельства современников, к этому же времени относятся и самые старые датированные городецкие пряничные доски. Они хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. Происхождение досок очевидно из вырезанных на них надписей: «1763 ГОДУ ИЮНЯ СЕДЕСЕТЬ ДНЯ ЭТО ДОСКУ РЕЗАЛ ГОРОТЗАНИНЪ ПЕТРЪ МАРКОВЪ СНЪ ПРЯНИКОВ СЕI ПРЯН»; на другой — «1766 ГОДУ ЕНВАРА 2 ДНЯ СИЯ ДОСКА ГОРОТЧАНИНА ИИ» [Надписи на досках XVIII века из ГИМа см.: Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М. 1972. С. 272. Фото доски Петра Марковича Пряникова с читаемой надписью опубликовано Ю.С. Черняховской].
С большим мастерством выполнены две печатные доски того же времени из коллекции ГИМа, автор которых — Матвей Ворошин — вероятнее всего тоже был городецким мастером. Цветная фотография одной из его работ опубликована в популярном очерке Ю.С. Черняховской «Город–пряник». Рисунок этой доски заключён в толстую рамку с надписью, выполненной высокими крупными буквами: «1776 ГОДУ МЕСЕЦА АПРЕЛЯ ДЕВЯТОВА ДНЯ СИЮ ДОСКУ РИСОВАЛЪ МАТВЕИ ВОРОШИНЪ А СИЯ ДОСКА ПЕТРА КУДРИНА СЕИ». Другая пряничная форма была вырезана Ворошиным два года спустя, о чём говорит пояснительная надпись: «1778 1 Д МЕСЕЦА МАРТА ПЯТОГО ДНЯ СИ ДОСКУ РИСОВАЛ МАТВЕИ ВОРОШИ».
Историк Ю.С. Черняховская, изучавшая пряничные доски из ГИМа, высоко оценила мастерство резьбы досок Матвея Ворошина. По многим деталям она нашла их весьма схожими с работой городчанина Петра Марковича Пряникова и, видимо, с рядом других досок из Городца. На этом основании автор пришла к выводу: «Матвей Ворошин жил и работал в Нижегородской губернии, а возможно, и в самом Городце» [Черняховская Ю.С. Город–пряник // Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983. С.93–96].
Пряничный промысел на территории Нижегородской области был известен в разных местах, но крупным центром выпечки пряников со временем стал только Городец. Из сведений о фабричной и заводской промышленности, собранных в 1797 г. по указу Сената, следует, что в Городце выпекали «пряников русского мёда 1000 пудов, украинского мёда 1000 пудов и разводных 6000 пудов, ценою соответственно 4 руб., 3 руб. 80 коп., 2 руб. 50 коп. за пуд» [Ерёмин И.О. Развитие застройки Городца в XVII — начале XX веков // Памятники истории и архитектуры Европейской России (Исследования, реставрация, охрана). Н. Новгород. 1995. С. 245. Автор даёт ссылку: Действия НГУАК. Н.Н., 1898. Т. 3. С. 242].
В XIX веке местное пряничное производство всё увеличивалось: «В 1775 г. здесь выпекалось в год 8 тысяч пудов пряников на сумму 16,6 тысяч рублей серебром. В 1832 г. было выпечено пряников на сумму 18,5 тыс. руб. серебром, в 1861 г. — на 27 тыс. руб.» [Лебедева О.Н. Промыслы крестьян в беспахотных селениях городецкого имения графов Орловых, Паниных в конце XVIII — перв. пол. XIX в. (Рукопись в собрании Городецкого музея). 1997. С. 21].
В Книге по сбору денег с лавок городецкого базара в 1804 г. приведены фамилии городецких пряничников: «На верхнем базаре пряничные лавки о гостиного двора. 1. Фёдор Макаров. 2. Андрей Очелков. 3. Иван Боярнин. 4. Михаил Беляев. 5. Василий Шушерин. 6. Егор Плешков. 7. Яков Андреев. Под часовней: 8. Андрей Староверов. 9. Илья Иванов. 10. от Спаса Авдотья Герасимова. На нижнем базаре прянишные лавки. 1. Яков Щетинин. 2. Макей Лытнин. 3. Александр Пелтухинский (Желтухинский? – А.Е.). 4. Николай Кривцов. 5. …Зубихина».
Почти такое же число пряничников на городецком базаре числилось и в 1830 г. «Прянишной (ряд) верхней. 1. Лука Очелков. 2. Степан Плеший (? — А.Е.). 3. Параскева Очелкова. 4. Луп Овсянников. 5. Иван Глазунов. 6. Максим Беляев. 7. Татьяна Кудрина. 8. Воронова Лукия Кузмина. 9. 10. Нижнея сторона. 11. Алексей Беляев. 12. Андрей Глазунов. 13. Василий Иванович Глазунов. 14. Максим Староверов. 15. Макар Похетин (? — А.Е.). 16. Максим Иванов. 17. Тимофей Матвеев. 18. …».
Обратим внимание, что среди торговцев пряниками отмечена Татьяна Кудрина. А упомянутый выше талантливый резчик пряничных досок Матвей Ворошин одну из своих работ, датированную 9 апреля 1776 г., делал как раз по заказу некоего Петра Кудрина. Вряд ли перед нами простое совпадение фамилий. Скорее всего, Пётр Кудрин и Татьяна Кудрина — это члены одной и той же фамилии потомственных городецких пряничников. Окончательно решить этот вопрос удалось после того, как обе фамилии — и Ворошины, и Кудрины — были встречены нами в переписной книге старообрядцев села Городца 1764 года [Книга из фондов Городецкого музея: ГРМ № 930. С. 101–102, 108, С. 126, 136]. Так архивные данные подтвердили предположение Ю. Черняховской о том, что замечательный мастер Матвей Ворошин был городчанином.
Развитие местного пряничного дела было связано с ростом хлебной торговли. По данным Памятной книжки Нижегородской губернии на 1865 год, городецкая пристань являлась тогда одной из трёх главнейших хлебных пристаней губернии (наряду с лысковской и воротынской). В течение 1862 г. в Городец было привезено разных хлебов на сумму 220 тыс. рублей серебром. В это время выпечка пряников в Нижегородской губернии была отмечена только в одном из её уездов — Балахнинском, в котором насчитывалось 36 пряничных заведений. 15 из них работали в Городце и выпускали сладкого товару на сумму 23141 рубль.
Со временем пряничный промысел распространился не только в Городце, но и в окрестных с ним селениях. Известно, что в первой половине 50–х годов XIX века появилось пять пряничных заведений в деревнях Вязовой и Беляевой. «В прежнее время городецкие пряники пеклись на меду, — писали «Нижегородские губернские ведомости» в 1896 году, — но ныне дороговизна мёда заставила прибегнуть к патоке и сахару» [Нижегородские губернские ведомости. 1896. № 18. Село Городец. С. 5].
В 1859 г. в Городце в связи с ростом пряничного производства были открыты два картофелепаточных завода с 16 рабочими, эти заводы могли давать по 2,2 тыс. пудов патоки в год. «В Городце выпекалось несколько десятков сортов пряников: фруктовых, обливных, сахарных, сиропных, медовых, сусляных, “чинёных”, “битых” и др. Каждое пряничное заведение ежегодно употребляло до 600 пудов пшеничной муки, 15 пудов мёда, 250 пудов патоки, 40 пудов изюму, 10 пудов варенья, 70 пудов сахару» [Панфилова Н.В. Пряничные доски (из собрания Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника) // Памятники культуры. Новые открытия. 1991. М., 1997. С. 308].
«Пряники пекутся в особых небольших пекарнях, помещающихся обыкновенно при жилых домах. Более состоятельные из кустарей держат наёмных рабочих, человек 5–6. Технические приспособления пекарни весьма несложны: большая, по типу обыкновенная русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки для приготовления его и формы — липовые доски, которыми выдавливаются на верхней стороне пряника те и другие рисунки…».
В середине XIX века выделялось заведение С.А. Глазунова: в нём было 7 и более наёмных работников, а пряников выпекалось в год 4000 пудов. Очевидно, С.А. Глазунов был сыном Андрея Глазунова, который упомянут среди других пряничных торговцев, торговавших на базаре в 1830 г. (там же отмечены его родственники Иван Глазунов и Василий Иванович Глазунов).
В конце прошлого века самыми известными пряничниками в Городце стали Бахаревы. «Одним из крупных было заведение Максима Петровича Бахарева, основанное в 1840 г. и просуществовавшее до начала XX века, — пишет Н.В. Панфилова. — В этом заведении использовался труд наёмных рабочих, рабочий день которых длился 10–12 часов при заработной плате от 50 до 75 коп. в день. Пряничное производство не требовало сложного оборудования, в списках имущества заведений обычно отмечены рабочий стол, на котором раскатывали тесто, деревянные кадки и резные пряничные доски. В заведении Александра Бахарева, сына М.П. Бахарева, имелось 200 деревянных форм».
Значительное развитие в Городце пряничного дела в середине XIX века было отмечено многими современниками. Авторы первого волжского путеводителя братья Чернецовы в 1838 г. писали: «Зимою на льду, покрывающем Волгу, в Городце бывают два раза в неделю обширные базары, на которых производится хлебная торговля. …Прежде здесь производился значительный промысел пряниками, и было до 50 куреней, где их приготовляли, но теперь из них осталось только 9, из которых в течение года выходит до 10 тысяч пудов пряничного товара. Некоторые из пряников делают весом до пуда, украшения на них издревле безызменны» [Чернецовы Г. и Н. Путешествие по Волге. М., 1970. С. 63 (Печатается по изданию «Воспоминания из путешествия по Волге» академиков И.А.Х. Г. и Н. Чернецовых. 1838–1862].
Из путеводителя «Волга от Твери до Астрахани» Н.П. Боголюбова (1862 г.): «Городецкие жители занимаются … печением пряников, которые славятся по всему Поволжью и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губернии и даже на Дон» [Волга от Твери до Астрахани. СПб., 1862. С. 149].
Характерной чертой городецких пряников было то, что порой они достигали внушительного веса и размера. В Толковом словаре В.И. Даля (1863–1866) указано: «Пряники бывают одномёдные, медовые, сусляные, сахарные; битые (до пуда весом, с.Городец, нижг.), коврижки, жемки, жемочки, орехи, фигурные, писаные, печатные и пр.». Всего в конце XIX века в Городце выпекали до 30 сортов пряников, «различающихся и величиной (от самых мелких, так называемых закусочных, до аршинных), и вкусом».
Росту пряничного производства в Городце способствовала также близость Нижнего Новгорода и его ярмарки. «Сбываются пряники преимущественно в нижегородской ярмарке, откуда расходятся по Европейской России и даже по нашим среднеазиатским владениям». Исследователь Д.В. Прокопьев о городецких пряниках писал: «Ещё в конце XVIII века Городец выпекал до восьми тысяч пудов пряников русского и украинского мёда и разводных. Позже стали печь пряники сахарные и паточные, сдабривая тесто изюмом, мятой и другими духами. …Из Городца короба с пряниками увозили по Волге на Восток в виде подарка с ярмарки и на Север к зырянским охотникам области Коми для обмена на меха» [Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1939. С. 121].
Ассортимент и стоимость пряников в 1895 г. узнаём в одном из газетных сообщения о субботнем базаре в Городце: «Пряники развозятся отсюда зимой в Ковёрнино, Макарьев на Унже (Костромской губ. — А.Е.), Тотьму, Никольск (Вологодской губ. — А.Е.), Семёновский уезд и другие места, а летом они расходятся по всему Поволжью. В настоящее время пряники при среднем спросе, покупают их по следующим ценам: № 3 печёные — 9 коп. (здесь и далее цены пересчитаны мною за 1 кг — А.Е.), № 2 — 10 коп., сахарные разных сортов от 11 до 14 коп., № 1 сахарные — 17 коп., вяземские — 18 коп., №1 сиропные — от 20 до 22 коп., ликёр под литерами “М”, “В”, “Ч” — 22 коп., под литерами “С”, “Л” — 23 коп., красные медовые — 27 коп., мастачоны — 27 коп., тульские — 28 коп., медовая коврижка — от 29 до 34 коп., медовые белые — 33 коп., фруктовые № 2 — 34 коп., № 1 — 42 коп. Кроме того здесь приготовляют пряники всевозможных сортов и цен» [Волгарь. 1895. № 66. Биржевой отдел].
Вполне естественно, что при таком большом ассортименте выпекавшиеся в Городце пряники были разного качества. Поэтому о некоторых из них имелись и критические отзывы современников. Так, «Нижегородские губернские ведомости» в № 18 за 1896 г. сообщали, что в Городце «пекутся, между прочим, пряники “на манер” вяземских, но именно только на манер, так как по достоинству они не могут идти ни в какое сравнение».
В очерках о Нижегородской ярмарке А.П. Мельникова можно встретить нелицеприятную оценку наших пряников, данную богатым коллекционером-антикваром П.И. Щукиным (во Фруктовом и Пряничном рядах торговали также иконами): «В Пряничном ряду … продаются дешёвые городецкие пряники, похожие вкусом и видом на мыло…». На что А.П. Мельников тут же заметил: «Село Городец славится своими пряниками, медовыми очень плохими и солодовыми — довольно хорошими, вкусными» [Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817–1917). Н.Новгород, 1993. С. 261, прим. 3. Автор отмечает, что воспоминания П.И. Щукина относятся «приблизительно к половине восьмидесятых годов» (Указ. соч. С. 251)].
Судя по адрес-календарям ярмарки конца XIX века, торговлю пряниками на ней вели нижегородские, городецкие и тульские торговцы. В 1890–1895 гг. тульские пряничники торговали в разных местах: в магазинах Главного дома, в лавках Оружейного ряда, в Малом Овощном ряду, в Пассаже детских приютов. Два нижегородца продавали пряники во Фруктовом ряду. Непосредственно в Пряничном ряду торговали пряниками городчане. В 1893 г. это были богатые крестьянине Александр Максимович Бахарев (торговал в лавках № 1 и 2, арендуемых у нижегородского купца Губина А.М.), Андрей Романович Беляев (имел собственные лавки № 11 и 12), а также мещанка Любовь Андреевна Щербакова (арендовала лавки № 5 и 6 у одного лысковского крестьянина). Видимо, А.М. Бахарев и Л.А. Щербакова не были чужими людьми, поскольку адрес-календарь указывает, что последняя живёт в селе Городце в доме Бахаревых.
Известной династией пряничников были также Беляевы. В 1804 г. на городецком базаре торговал пряничник Михаил Беляев, а в 1830 г. — Максим и Алексей Беляевы. В начале XX века кроме Беляевых и Бахаревых в Городце работали пряничники Волжанкины, Глазуновы, Гороховы, Гуняковы, Лемеховы, Романычевы, Синцовы, Щербаковы и др.
Завершая разговор о городецких пряничниках, отметим одно важное обстоятельство — большинство из них были староверами. Это очевидно при сравнении фамилий пряничных торговцев, упомянутых в базарных книгах 1804 и 1830 гг., с фамилиями старообрядцев села Городца по описям 1764 и 1832 гг. [Книга из фондов Городецкого музея: ГРМ №930]. В том же источнике отмечены Бахаревы и Синцовы. Насколько нам известно, староверами были также Лемеховы, Щербаковы и Гуняковы. Факт этот весьма интересен. Отталкиваясь от него, предположим, что и сам пряничный промысел был занесён в Городец старообрядцами. Разрешение этого вопроса в будущем позволит определить связь между распространением пряничного дела по территории Центральной России и возникновением его в Городце.
С печатными пряниками издавна был связан обычай подношения их в качестве дорогого подарка на именины или по другим торжественным случаям. Для этого выпекались пряники большого размера со специально заказанных нарядных и богато украшенных печатных досок. Традиция подношения «почётных» пряников в Городце просуществовала до начала XX века. И это как нельзя лучше доказывает отменное качество местной пряничной продукции.
«В августе 1885 г. в Балахну намечался приезд Великого князя Владимира Александровича, — пишет Н.В. Панфилова, — но из-за сильного дождя поездка не состоялась. Депутация из Балахны представлялась “высоким особам” в Нижнем Новгороде. В качестве хлеба-соли князю преподнесли два городецких пряника весом 1 пуд 21 фунт (25 кг — А.Е.) и 29 фунтов (11,9 кг — А.Е.)» [Панфилова Н.В. Указ. соч. С. 312].
Наверняка, один из описанных пряников выпекался в заведении Александра Максимовича Бахарева. В Музее истории художественных промыслов Нижегородской области экспонируется огромная печатная квадратная доска размером 67 на 65,5 см с надписями: «В ПАМЯТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ГОРО. БАЛАХНЫ 1885» и «ПРЯНИЧ. ЗАВОД АЛ. БАХАРЕВА В СЕЛЕ ГОРОДЦЕ».
В Городецком музее хранится большое резное деревянное блюдо, на котором подносили или собирались подносить описанный выше пряник. На блюде красуется изображение царской короны, под ней стоят крупные инициалы «ВМ», ещё ниже дата — «1885». По краю блюда идёт такая надпись: «Его Императорскому высочеству Великому князю Владимиру Александровичу от городецкого старообрядческого общества».
Известны и другие случаи подношения городчанами больших печатных пряников, один из которых подарили царю в январе 1895 г.:
«Депутация от городецких старообрядцев имела счастие поднести Их Величествам, по случаю совершившегося бракосочетания, громадный свадебный пряник — ковригу. Пряник был преподнесён Их Величествам на большом деревянном блюде, изделия кустарей Семёновского уезда, раскрашенном в русском вкусе. Пряник приготовлен в одном из местных пряничных заведений из пшеничной муки крупчатки высшего сорта, смешанной с чистым мёдом. Он имеет форму квадрата, сторона которого более аршина (71 см — А.Е.), толщина пряника четыре вершка (18 см — А.Е.), вес пуд восемь фунтов (19,7 кг — А.Е.). В средине пряника изображён государственный герб, по краям его находится надпись: Их Императорским Величествам Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице от старообрядцев села Городца Нижегородской губернии».
На страницах газеты «Волгарь» городецкий корреспондент ещё не раз писал о том, как местные жители подносили своим гостям большие печатные пряники. 3 января 1898 г. на торжественное открытие библиотеки-читальни в Городец прибыл нижегородский губернатор П.Ф. Унтербергер с супругой. Попутно они посетили разные общественные учреждения, где их встречали с хлебом-солью и — трижды — с печатными пряниками. Через несколько месяцев в аудитории новой библиотеки с успехом выступила труппа нижегородских артистов. «16 апреля дан прощальный спектакль. …Комедия прошла при шумных аплодисментах, причём при окончании 5–го акта от местного купечества артисткам и артистам поднесено было два “городецких” пряника, весом по 20 фунтов (8,2 кг — А.Е.) каждый». В мае того же 1898 г. в селе состоялись торжественные проводы плывшей по Волге передвижной пожарной выставки, и «г-ну комиссару выставки преподнесли большой городецкий пряник на вышитом полотенце».
Городецкие пряники демонстрировались на выставке в Н. Новгороде в 1885 году. Среди её экспонентов были пряничники А.М. Бахарев и Д.И. Базанов из села Городца, а также П. Щербаков из соседней дер. Галанино. Кроме них выставляли свои пряники только В.Д. Головнев из дер. Майдан Нижегородского уезда и нижегородец С.Д. Шебелов.
Наши пряничники собирались показать свою продукцию и на Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года. Газета «Волгарь» писала: «Из 11 пряничных заведений Городца и его района лишь одно заведение А.М. Бахарева будет экспонировать на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Говорят, что Бахарев представит на выставку кроме обычных “городецких” пряников недавно им изобретённые “сиропные” и “фруктовые” пряники. Экспонент уже имеет за пряники награды: от Великого Князя и почётный отзыв за Нижегородскую выставку в 1885 г.».
Итак, рассмотрен весь имеющийся в нашем распоряжении материал о городецком пряничном деле. Данные, главным образом, относятся к XIX веку. И хотя многие вопросы остаются открытыми, уже есть общее представление о масштабах и характере местного пряничного производства.
Время и обстоятельства его возникновения неизвестны. Поскольку в Городце выпекали пряники преимущественно староверы, не исключена связь этого промысла с историей старообрядчества — с его миграцией из центральных районов России на территорию Нижегородского Поволжья.
Несомненно, городецкое пряничное дело стало яркой страницей в истории Нижегородского края конца XVIII — начала XX вв. Выпечка пряников в Городце имела давнюю традицию, объём и ассортимент выпускаемого товара был очень велик, а сами пряники пользовались большой популярностью и становились предметом заслуженной гордости местных жителей.
Теперь представляется весьма актуальной оценка развития пряничного дела в Городце на фоне аналогичного производства в Москве, Туле или Вязьме. Это может стать предметом дальнейших исследований историков и краеведов.

No comments:

Post a Comment