11
МайВсе русские писатели, отличавшиеся в описании пиршеств, – Лев и Алексей Толстые, Куприн, Чехов, Шмелев, Аверченко, Булгаков, – прежде чем пригласить своих героев за стол, неизменно «советовались» с Еленой Ивановной Молоховец. Многократно переизданные до революции (в общей сложности почти полумиллионным тиражом) произведения Молоховец были «кухонной библией» и «пищевой энциклопедией» каждой добропорядочной русской семьи.
Молоховец достойна пристального внимания и уважения соотечественников. Она родила десятерых детей, прожила почти 90 лет, всю жизнь неустанно трудилась, издала рекордное для России количество книг, была убежденной монархисткой, религиозной проповедницей и умерла в Петрограду в декабре 1918 года, по трагической иронии судьбы, от… голода.
Елена Ивановна Бурман родилась 28 апреля 1831 года в семье начальника таможни Архангельска (должность во все времена досточтимая). Однако девочка рано лишилась родителей и осталась на попечение бабушки, женщины не только богатой, но и хозяйственной и мудрой. От неё Елена получила первые уроки домоводства и кулинарного искусства. В четырнадцатилетнем возрасте она была определена в Смольный институт для благородных девиц в Санкт-Петербурге. Здесь Елена училась французскому языку, математике, физике, географии, истории, чистописанию и, конечно, закону Божию, институт она закончила на «отлично» и при вручении диплома в 1848 году получила золотой браслет и Библию.
Вернувшись в Архангельск, Елена Ивановна вышла замуж за местного архитектора Франца Францевича Молоховца, вскоре они переехали в Курск, где она целиком посвятила себя семейной жизни. Говорят, Франц, восхищенный её кулинарными способностями, преподнес «премудрой Елене» сборник её же рецептов в виде большой рукописной книжки – с этого и началась её необычная карьера. По другой версии, Елена Ивановна так фанатически увлеклась готовкой (благо ей помогали многочисленные крепостные повара), что в конце концов увидела свой гражданский и христианский долг в том, чтобы поделиться кулинарными достижениями с другими молодыми хозяйками. Та появилась на свет пока ещё не слишком пухлая книжка под названием «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
«Эта книга составлена в следующих целях:
Во-первых – познакомить с кухней и вообще хозяйством самих хозяек. Для этого я собрала описание разных запасов, необходимых в домашнем хозяйстве.
Во-вторых – уменьшить расходы в домашнем хозяйстве. Для этого я во всех помещенных мною кушаньях назначила, по возможности, точно определенную пропорцию всех составных частей их на 6 человек. Под описанием кушаний назначила реестр выдачи, потому что, не имея перед глазами реестра – всего того, что входит в состав кушанья, не только хозяйка, но даже и повар, который исключительно тем занимается, не в состоянии вдруг припомнить всего…»
Во-первых – познакомить с кухней и вообще хозяйством самих хозяек. Для этого я собрала описание разных запасов, необходимых в домашнем хозяйстве.
Во-вторых – уменьшить расходы в домашнем хозяйстве. Для этого я во всех помещенных мною кушаньях назначила, по возможности, точно определенную пропорцию всех составных частей их на 6 человек. Под описанием кушаний назначила реестр выдачи, потому что, не имея перед глазами реестра – всего того, что входит в состав кушанья, не только хозяйка, но даже и повар, который исключительно тем занимается, не в состоянии вдруг припомнить всего…»
…Вскоре рукопись была сдана издателю, в августе 1860-го ее одобрил цензурный комитет, а еще спустя год она увидела свет. Успех превзошел все ожидания, однако скудного тиража книги хватило далеко не всем желающим, и хор женских голосов стал настойчиво требовать переиздания, что и было сделано. Потом снова, снова и снова – с памятного 1861-го до исторического 1917-го «Подарок молодым хозяйкам» выходил 29 раз!
Позднее книга постоянно усовершенствуется. В ней содержится более 600 (!) меню по четырем разрядам цен, от званых обедов на 25 человек (до 60 рублей серебром без вина) до простого обеда на 6-8 человек из 3-4 блюд (до 3 рублей). В книге тысячи рецептов блюд с точным указанием ингредиентов (на семью из 6 человек) и их стоимости.
Корреспондент «Биржевой газеты» написал статью к 50-летию творческой деятельности Елены Ивановны, где были такие слова: «…уголка в России нет и нет, пожалуй, семьи, где бы не было этой книги», и вовсе не погрешил против истины. Барышни и замужние дамы могли не ведать о существовании Некрасова, Тургенева и Толстого, однако труд г-жи Молоховец изучался ими досконально. И потому среди хозяек имя автора пользовалось огромным авторитетом.
Грандиозный (в том числе и коммерческий) успех «Подарка молодым хозяйкам» толкает Молоховец к расширению «миссионерской» деятельности: отдельно издается «Подарок» для бедного сословия, в дополнительных томах – советы по гигиене, уходу за птицей и скотом. Она написала еще и учебник французского языка. Потом она отваживается издавать энциклопедию с посвящением «Русскому народу», содержащую множество рекомендаций, связанных со здоровьем. Последняя, впрочем, вызвала гнев Русского общества охранения народного здравия: «Не знаем, чем больше возмущаться: непозволительным невежеством г-жи Молоховец или ее нахальством!»
Между тем разросшаяся семья Молоховец в 1866 году перебирается в Петербург, и Елена Ивановна попадает в высший свет. Здесь в её жизни происходит важная перемена. Она знакомится с религиозной мыслительницей Евгенией Тыминской и всерьез увлекается православным мистицизмом. Подобно многим русским дворянам немецкой крови, она считала своим долгом верой и правдой служить царю и Отечеству. Кулинария отходит для неё на второй план, и она, предчувствуя страшные катаклизмы для России, пытается им противостоять. Молоховец пишет брошюры с соответствующими названиями: «В защиту православно-русской семьи», «Монархизм, национализм и православие», «Тайна горя и смут нашего времени и якорь спасения для посягающих на безверие, убийство, самоубийство и крайнюю безнравственность». Во время русско-турецкой войны во сне она общается со святыми духами, ей приходит откровение о спасении знамен Семеновского полка. На следующее утро она покупает 200 маленьких икон для роты, в которой служил её племянник Георгий, и… все 200 человек возвращаются с войны целыми и невредимыми! «Я только орудие свыше для успокоения других», – пишет она в дневнике 1 марта 1882 года, через год после гибели Александра II, он ей является во сне и обращается через неё к русскому народу. Он призывает всех верующих объединиться во имя спасения России…
Но пророческие публикации Молоховец на патриотические темы внимания публики не завоевывают, все заслоняет невиданный для печатных изданий в России успех её кулинарных книг. У неё появляется множество завистников, подражателей и плагиаторов, которые, используя её славу, под фамилиями Мороховец, Малоховская, Малковец выпускают множество «Новых подарков молодым хозяйкам». Появилась даже «Новейшая поварская книга», составленная некой Немолоховец. Елена Ивановна яростно борется против обмана и плагиата, в частности, в письме журналу «Новое время» она предупреждала публику о недобросовестности иных издателей и просила служителей Фемиды проявлять бдительность. Но «сестры и братья» г-жи Молоховец не унимались…
Личная жизнь Молоховец после смерти мужа в 1889 году, после тяжкой душевной болезни младшего сына одинока и трудна, хотя и вполне обеспеченна. Сын Анатолий отправляется в Сибирь, в которой видит будущее богатство и опору России, Леонид служит в армии (он дослужится до генерала), Константин поступает на флот, но погибает во время русско-японской войны в Порт-Артуре. Внук Владимир служит на личной яхте Николая II в Черном море и даже удостаивается чести быть упомянутым в дневнике государя. Елену Ивановну пережили только двое из её детей, но и тогда она не предается отчаянию, взяв на себя обязанности «лоцмана заблудившейся, попавшей в предреволюционный водоворот России…» Своими пророчествами она осаждает влиятельных публицистов, но никто не хочет её слушать, её принимают за сумасшедшую. Единственные упоминания о встрече Молоховец оставил Василий Розанов. Она на склоне лет посетила «модного и тонкого православного мыслителя» в надежде привлечь внимание общественности к своим религиозным книгам. Это было в 1911 году, Василий Розанов вскоре с легкомысленной иронией описал в журнале «Новое время» визит «старой дамы», восьмидесятилетней женщины, очень хорошо одетой, но худой, бледной, подавленной, со страдальческой улыбкой. Хотя Розанова приятно удивили её образная русская речь, обильные цитаты из Библии на память…
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним революционная вакханалия в России без сомнения были для Елены Ивановны самым страшным жизненным ударом. В 1918 году на Петроград обрушились террор и голод. Этой ужасной духовной и физической катастрофы составительница самой здоровой и жизнелюбивой русской книги не пережила. 15 декабря 1918 года она было похоронена по православному обряду на Волковом кладбище. Ни одна из петроградских газет не поместила о ней некролога.
Не хочется завершать рассказ о г-же Молоховец на грустной ноте. Ведь ее главное сочинение, по сути, веселое и улыбчивое, словно музыка, волнующая прелюдия к застолью. Кстати, Елена Ивановна в молодые годы написала польку, к сожалению затем утерянную. Вроде забавный факт, но, подумав, его можно признать логичным – талантливый человек талантлив во всем!
Послесловие к биографии Елены Ивановны дописала сама судьба – в конце минувшего века лежавший под спудом более семи десятилетий «Подарок молодым хозяйкам» отряхнули от пыли, и книга снова стала руководством к действию.
Послесловие к биографии Елены Ивановны дописала сама судьба – в конце минувшего века лежавший под спудом более семи десятилетий «Подарок молодым хозяйкам» отряхнули от пыли, и книга снова стала руководством к действию.
По статье А. Косова в журнале «Cosmopolitan»
и статье В. Бурта в журнале «BBQ» http://u-samovara.ru/?p=528#more-528
No comments:
Post a Comment